Как провести Рождественский сочельник?
 
   - С точки зрения богослужебного Устава Церкви Рождественский сочельник - это, прежде всего, время строгого поста, когда христиане в канун величайшего события духовно и телесно готовят себя к встрече Богомладенца Христа, Который должен сакрально родиться в наших сердцах. Поэтому первичным для верующего человека, всегда является молитва и духовная трапеза святого Причастия, которая преподается в этот день на Божественной Литургии, вторичным же является христианская традиция приготовления и употребления кутьи (по-другому: колива или же сочива), т.е. варенной пшеницы, что символизирует смерть и жизнь, т. к. пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Следовательно, это есть символическое напоминание о том, что Христос рождается в мир для того, чтобы умереть за всех нас и через Свое Воскресение даровать нам жизнь вечную, о чем собственно и проповедовал Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).
   Несмотря на доступное и вполне рационально логичное объяснение данной церковной традиции, к большому сожалению, у многих христиан доминирует совершенно противоположная антихристианская народная традиция, которая предполагает насыщение в строгий пост 12-тью разнообразными блюдами за ужином в кругу своих родных и близких. Сразу хочу отметить, что никакой символической параллели  с 12-тью апостолами Христа не может быть по определению, т.к. Богочеловек еще не родился, но и также следует не забывать, что с точки зрения Устава Церкви – это грубое нарушение последнего дня Рождественского поста, т.к. увеселительный процесс застолья с вкушением 12-ти искусно приготовленных блюд и нередко распитием спиртных напитков, приводит как минимум, к пресыщению, что, естественно, вредит не только телу, но и человеческой душе…                       
   Таким образом совершенно очевидно, что эта популяризирующаяся в СМИ народная традиция резко противоречит церковно-уставной богослужебной традиции, что по сути своей и определяет крайне негативное к ней христианское отношение.
   Хочется напомнить, что в этот святой вечер верующие христиане должны молитвенно поучаствовать в богослужении праздничного всенощного бдения в канун Рождества Христова и достойно приготовить себя к Причастию Святых Христовых Таин, а не проводить время в увеселительных застольях и праздности. Поэтому, как мне кажется, альтернативным и безобидным вариантом является перенесение подобных праздничных ужинов на период рождественских святок (с 7-го по 17-е января). Ну, а для тех людей, кто по каким-то причинам не может отказаться от этой мифологической традиции, я бы посоветовал переформатировать ее в следующем  направлении: во-первых, следует все таки помнить о том, что суть предпразднства Рождества Христова проявляется не в кулинарных способностях, а в исключительно духовных, потому, если кому приходится посещать 6 января своих родных и близких, не забудьте пообщаться на тему духовных (евангельских) ценностей; во-вторых, еще больше удивить своими приготовленными «кулинарными шедеврами» можно путем благотворительного угощения, прежде всего, бедных, голодных, больных и несчастных, как об этом учит святое Евангелие (Мф. 25, 40).
   В завершение важно отметить, что какой бы традиции не придерживался человек, важно оставаться в системе нравственных приоритетов, где предпочтением всегда должно быть то, что созидает, а не то, что разрушает. Поэтому в данном вопросе нравственный вывод таков: верующему человеку недопустимо в день Рождественского сочельника променивать ценное время духовного предожидания рождающегося Христа на продолжительное приготовление и употребление 12-ти постных блюд на предполагаемых пиршествах грубо противоречащих многовековой традиции Церкви.
 
Руководитель семейного отдела Симферопольской и Крымской епархии,
заведующий отделом заочного обучения
и образовательными курсами при Таврической духовной семинарии
протоиерей Владимир Кашлюк