11 июля 2020 года прошла встреча слушателей курсов «Православная психология и семейное консультирование» с настоятелем Ливадийского храма о. Дмитрием Гацкалюком и психологами Таврической Духовной семинарии, кандидатами психологических наук Тимощуком Игорем Григорьевичем и Даниловой Таисией Николаевной. Тема встречи: «Психологические аспекты духовной жизни». (Формат встречи носил характер диалога, перед началом которого все участники приняли участие в благодарственном молебне по случаю окончания учебного года, который был совершен О. Дмитрием в Крестоводвиженском храме).

   Часть вопросов заранее подготовила Таисия Николаевна, другая часть поступила из зала, что придало встрече, и без того имеющийся интерес, даже характер некоторой интриги, поскольку на одни и те же вопросы последовательно давались ответы как священником, так и представителями психологической науки.

   Первые вопросы касались, традиционно, актуальных проблем: общие цели и задачи науки (психологии) и религии, критериев и степени применения психологических методов для решения сложных нравственных ситуаций, обращающихся за помощью людей. Большая часть обсуждаемой тематики носила скорее прикладной характер и ее можно обобщить под названием «жизнь христианина в полноте духа, души тела».

   Безусловный интерес (в особенности у женщин) вызвала живая дискуссия отца Дмитрия и Игоря Григорьевича (вопрос из реальной практики Таисии Николаевны) относительно степени допустимости проявления эмоций и чувств христианином в своей повседневной жизни: семье, в общении с коллегами, близкими, в храме. Участники встречи получили развернутый ответ на традиционный, в среде православных христиан, негативный стереотип о том, что радость, эмоциональная спонтанность, яркое проявление живости в поведении – это «неугодный Богу» способ выражения человека. Гости-психологи и настоятель храма проявили полное единодушное согласие в том, что подобные стереотипы – это результат искажённого представления о Боге и христианстве, идущий зачастую от склонности людей к иллюзиям и самообману. Участники дискуссии пришли к выводу о том, что учение Христа, заповеди, мнения святых отцов здесь как говорится «вообще не при чем». Почитаемые православными людьми, считающими себя «насквозь просветленными» жизненные установки на «хроническое страдание», их заметное в межличностном общении желание обратить внимание окружающих на собственные «безмерно аскетические ценности» были однозначно отвергнуты руководителями встречи. Сверхсерьезность, экзистенциальный надрыв в поведении, «нарочитая скорбь» - это псевдохристианство и явное фарисейство. Таково было мнение отца Дмитрия, И.Г. Тимощука и Таисии Николаевны.

   Была раскрыта тематика значимости индивидуальных особенностей специалиста, будь то священник, педагог или психолог и высказано мнение по поводу непростого для каждого христианина вопроса о способе научиться любить ближнего.

   Необходимо отметить, что несмотря на то, что заявленная тема освещалась в рамках богословского дискурса и, с опорой на столь еще юный, но уже возрождающийся категориальный аппарат святоотеческой психологии, это не только не помешало, а напротив, помогло участникам встречи рассмотреть обсуждаемые и достаточно сложные явления христианской жизни более детально. Была осуществлена удачная попытка анализа и совместной дискуссии тех проблем, которые очевидно ближе к пониманию людей, не являющихся специалистами в указанных областях.

   Например, на вопрос о степень допустимости проявления эмоций и выражения собственных чувств человеком, стремящимся во всем соответствовать христианскому образу жизни отец Дмитрий, призвал более качественно изучать Библию и комментарии к ней святых отцов – толкователей , обращая внимание на правильности понимания Евангельского благовестия. Евангелие призывает: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах», несмотря на то, что заповеди блаженств предписывают нищету духом, плач, изгнанные за правду, алчбу и жажду правды ради и т.п. Самому Иисусу не чужда радость и веселие, но всё должно быть своевременно и к месту – вот ответ современного опытного священника.

   Игорь Григорьевич в своем дополнении к ответу подчеркнул, что одна из задач психолога, как представителя святоотеческого наследия, как раз и заключается в том, чтобы помочь человеку сделать свою жизнь доступной не только для мудрости христианского учения, но прежде всего для тихой и мирной радости. Ведь мы созданы Творцом именно для радости. Одним из препятствий на пути к последней является борьба не столько с привычными и «обязательными» для «читающей публики» страстями, сколько со стереотипами и искаженным пониманием действительности. Уже давно стала «притчей во языцех» формирующаяся у тех, кто себя идентифицирует с православным учением их склонность к эмоциональной закрытости, внутренней отгороженности, явно выраженном даже на лице запрете на радость во всех ее возможных проявлениях. Таисия Николаевна высказалась, сославшись на многочисленные примеры из собственной консультативной практики, что такое «безрадостное исповедание» христианства мешает не только миссионерской деятельности, к которой призван (по умолчанию) каждый считающий себя христианином, но и попросту губит «на корню» здоровые отношения с окружающими. Неправильно понятое и неверное истолкованное, ошибочное, искажённое в своем истинном значении стремление к показному страданию, ложной жертвенности и часто неуместной позе сверхсерьезности указывает, как отмечали наши ведущие, на отсутствие рассуждения - первой среди всех христианских добродетелей (это очень вовремя напомнил всем отец Дмитрий).

   Таким образом, отвечая вопрос за вопросы, организаторы дали понять, что работы для православных психологов-консультантов на пути их профессионализации предстоит очень много, начиная от поиска способа конструктивного взаимодействия с настоятелями крымских приходов. Для многих из них подобное сотрудничество с психологами (даже православными по своему мировоззрению) - прямо скажем в новинку. В свою очередь организаторы данной встречи указали на то, что тандем представителей святоотеческой психологии (выпускников курсов ТДС) и священнослужителей должен положительно сказаться на оздоровлении духовно-психологической атмосферы жизни в среде церковных общин. Воскресные школы тоже ждут своих новых помощников, т.к. любой образовательный процесс невозможен без диагностики и выработки индивидуального подхода к каждой учебной группе и каждому ребёнку, его родителю, и.т.д.

   Другими словами, подводя итоги плодотворной встречи психологии и православного учения в лице настоятеля храма с одной стороны и преподавателями ТДС, практическими психологами с другой результатом можно считать констатацию практически свершившегося факта - в церковную среду вольется ещё одна действующая единица, которая сможет разгрузить нескончаемых ворох разной сложности вопросов прихожан касательно их психологической жизни и сможет компетентно объяснить, что, например, «обжорство» или «булимию» бесполезно лечить исповедью, т.к. за такими болезнями часто стоит психологическая, невропатологическая и даже психиатрическая проблема.

   А православным родителям, желающих вырастить «настоящего волевого мужчину», «сильного духом» наши специалисты подскажут, что эта цель не всегда может быть достигнута авторитарным стилем воспитания и методом психологического давление, принуждения. Ведь в итоге такие родители смогут добиться ровно обратного эффекта и воспитать безвольного, испытывающего чувство вины и собственной малой ценности, замкнутого человека. Для которого православие будет не путем к радости и творчеству, любви и согласию, а способом укрыться от собственных проблем и комплексов. Или напротив – отчаянного бунтовщика, который всячески хочет привлечь к себе внимание любой ценой, прячась при этом под ложной маской зрелости…

   В завершении напомним, что вот, уже этом году ожидается долгожданное событие, исторически важный и в какой-то степени знаковый, как принято сейчас говорить, момент в жизни православной Крыма, когда, из дверей Таврической духовной семинарии выйдет небольшая группа первых выпускников двухгодичных курсов по «Православной психологии и семейному консультированию».

   Необходимость в подобных психологах-консультантах в психологических кабинетах создаваемых при приходах православных храмов и признана и подтверждена «Основами социальной концепции…», а затем оправдана уже многолетней практикой, существующей на московских и питерских приходах и в ряде епархий Центральной полосы России. По нашему мнению, этот опыт можно и нужно усваивать, и адаптировать, трансформировать, углублять и расширять, но в любом случае его стоит привлекать, так как он в конечном итоге преследует одну цель - свидетельствовать о Христе через профессиональную помощь людям.

   За такую форму возможность огромная благодарность нашему Владыке Лазарю и инициативной группе священноначалия во главе с протоиереем Дмитрием Гацкалюком и представителями святоотеческого тезиса в психологии и психотерапии кандидатами психологических наук, Тимощуком Игорем Григорьевичем и Даниловой Таисией Николаевной.