Таврическая духовная семинария является одним из старейших высших учебных заведений в Крыму, открытых после присоединения полуострова к России. Идеологическое обоснование необходимости наличествования духовной школы в новообретенном крае возводится к свт. Инокентию Борисову (1800-1857). В одной из бесед с профессором и протоиереем Иоанном Скворцовым в 1851 году святитель говорил: 

«…у меня есть предчувствие, что <…> я умру на юге. Но вот что, и это говорю не ради себя: по всем правилам следовало бы открыть митрополию здесь, и именно в Тавриде. Учреждения митрополии, скажу прямо, требуют древнейшие святыни этого края; требует край, чтобы скорее походить на чисто русскую землю; требует соседство юга со славянскими племенами и даже с Кавказом. Но мало одной митрополии, я открыл бы здесь духовную Академию, для которой и место есть хорошее – Георгиевский монастырь; но какая академия? Академию миссионеров. Подобное учреждение есть в Риме и католичество раскинуло свои сети по всему лицу земли; а наша православная Россия ничего подобного не имеет, а между тем поле для проповеди Христа Распята – целая и при том обширнейшая часть света – Азия, да и своих заблудших овец много. Мысли эти я кое-кому передавал; говорят, что мысли хорошие; но, конечно, на том дело и станется».

Светлые замыслы великого просветителя юга в 1873 году воплотил в жизнь другой святитель – просветитель далекого Китая архиепископ Гурий (Карпов) (1814-1882). Но знаменательно, что на освящении Таврической семинарии присутствовал архиепископ Дмитрий (Муретов) (1811-1883) – киевский ученик и духовное чадо святителя Иннокентия, в лице которого словно духом своим присутствовал и сам «архистратиг юга».

Приснопамятный святитель Гурий горячо любил свою паству и истово заботился о ней. Особое место в сердце преосвященного владыки занимали семинаристы, и каждый раз, когда позволяло время и здоровье, он посещал своих любимцев и свое детище – семинарию. Показательно, что он знал всех воспитанников по имени, с отеческой любовью заботился о них и поддерживал материально тех, кто не мог позволить себе проживание и обучение в семинарии. Незадолго до своей смерти святитель составил духовное завещание, которое хранилось в запечатанном конверте в духовной школе. По завещанию архипастыря духовному учреждению в Симферополе был оставлен немалый капитал – 26 тысяч рублей, проценты от которого могли обеспечить многие нужды семинарии и семинаристов, а также личная обширная, в 1700 наименований, редкая и очень дорогая библиотека (оценивавшаяся в сумму более 25 тысяч рублей).

Первым ректором Таврической духовной семинарии руководившем ею в течении восьми лет стал протоиерей Александр Дмитриевич Брянцев (1839-1914), возведенный в Крыму в сан архимандрита, а позже – известный архиепископ Арсений, будущий строитель Пюхтицкого монастыря. В письме к протоиерею Киево-Софиевского собора Николаю Яковлевичу Оглоблину от 17 октября 1873 года первый ректор семинарии сообщал: «…семинария стоит на краю города на хорошем месте, с обширным двором и молодым довольно обширным садом. Семинарский корпус очень красивый – в два этажа. Внутри его не все удобно, но вообще хорошо. Семинарская церковь красивенькая и просторная. Квартира моя о 8 комнатах – велика, но не совсем удобна; меблировка казенная – простая. Я очень доволен. Лошадей для ректора не полагается; я вместе и служащий священник. Величие ректора очень маленько: я частенько с палочкой хожу в город по делам, благо он невелик».

Благодаря покровительству правившего архиерея за короткое время был собран прекрасный преподавательский состав из выпускников Санкт-Петербургской и Киевской академий. В семинарскую программу входило более 30-ти дисциплин, наряду с богословскими предметами изучались науки, входящие в курс классических гимназий. В программу обучения входили: Священное Писание, творения Святых отцов, богословие, назидательное чтение, каноника, литургика, общая церковная история, русская церковная история, политические науки, словесность, математика, физика, география, физиология, языкознание, всеобщая и гражданская история, обзор философских учений, педагогика и другие. Особое внимание было уделено изучению иностранных языков. Должность врача семинарии безвозмездно принял на себя главный врач Симферопольского военного госпиталя, доктор медицины, статский советник Александр Павлович Розов.

В первый год существования в Таврической духовной семинарии в 4-х классах обучались 67 воспитанников, большинство из которых, уроженцы Таврической епархии, ранее учившиеся в Одесской семинарии. Из них и состоял основной контингент учащихся вновь открытой Таврической семинарии. В марте 1874 года были открыты пятый и шестой классы. К концу первого десятилетия число учеников выросло до 110, а в 1896 году их было уже 198 человек. Обучение в семинарии было платным, 40 рублей в месяц, исключение составляли дети духовенства.

По мере укрепления значения и роли Таврической духовной семинарии появилась необходимость в сооружении большой, самостоятельной, отдельно стоящей семинарской церкви. Заложена церковь была в 1900 году по проекту А.И. Карапетова и торжественно освящена 11 сентября 1903 года в честь небесных покровителей духовной школы – Трех вселенских святителей и учителей.

В разное время Таврическую духовную семинарию возглавляли такие замечательные люди, как митрополит Серафим (Лукьянов) (1879-1959), архиепископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) (1871-1933), Архиепископ Серафим (Соболев) (1881-1950). Дважды ректором семинарии был известный иерарх Русской православной церкви митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).Впервые он был назначен на должность 21 ноября 1911 года с возведением в сан архимандрита. До 1913 года, вплоть до времени своего отъезда в Тверскую епархию, отец Вениамин совмещал послушание ректора семинарии с трудами редактора «Таврических епархиальных ведомостей», председателя епархиальных училищного совета и миссионерского комитета, за что удостоился ордена святой Анны II-й степени. Во второй раз архимандрит Вениамин занял должность ректора по ходатайству преподавательской корпорации Таврической духовной семинарии в 1917 году. Рассказы о событиях в Таврической семинарии, размышления и впечатления о ее воспитанниках, преподавателях, общественной жизни Таврической епархии содержатся в автобиографических книгах митрополита Вениамина: «На рубеже двух эпох» и «Записки архиерея».

На преподавательcкой ниве ТДС самоотверженно трудились священномученики Лаврентий (Князев) (1877-1918), Михаил Богословский (1883-1940), Мирон Ржепик (1885-1937), протоиерей Николай Мезенцев (1863-1938), писатель и библеист Михаил Осипович Вержболович (1861-1911), известный русский богослов и философ протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944). А мало для кого известные, но дорогие для нас протоиерей Василий Никольский и Алексий Лукич Высотский, отдали служению школе более чем по двадцать пять лет своей жизни.

Из известных выпускников Таврической семинарии среди многих прочих можно было бы выделить священномучеников архиепископа Сергия (Зверева) (1870-1937), Николая Казанского (1874-1942), Митрофана Воздвиженского (1886-1938), Димитрия Спиридонова (1871-1938),Виктора Киранова (1881-1942), архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского) (1872-1946).

У всего есть начало и конец: 30 ноября 1920-го года приказом № 57 Крымревкома «О перестройке учебных заведений» духовная семинария была закрыта.

История воссоздания духовной школы в Крыму сложна и многогранна. В 1992 году по благословению архиепископа Симферопольского и Крымского владыки Лазаря при епархии были организованы катехизаторские курсы. После передачи епархии здания Таврической семинарии эти курсы были преобразованы в двухгодичные богословские курсы, которые читались в актовом зале семинарии. Эти курсы посещали преподаватели ВУЗов и интеллигенция Крыма.

В дальнейшем при епархии был образован Православный культурный центр, председателем которого стала наша возлюбленная коллега к.ф.н. Ничик Неонилла Никитична. Задача Центра состояла в развитии и популяризации культурных и духовных ценностей. Это была своего рода «дорога к храму» для всех ищущих истину. Такие благие начинания на территории семинарии дали свои неоценимые плоды: помимо их особой популярности среди образованной части населения Крыма, они стали базой пастырских курсов для будущих священнослужителей. Первыми, кто жертвенно потрудился на этой педагогической ниве, были наши классики – протоиерей Николай Доненко и протодиакон Василий Марущак. В 1997 году по мере своего возрастания эти курсы были преобразованы в Симферопольское духовное училище, которое окончили 119 человек. Из них 51 выпускник принял священный сан.

22 ноября 2006 года в Киеве решением Священного Синода Симферопольское духовное училище было преобразовано в Таврическую духовную семинарию. Первым ректором возрожденной школы стал правящий архиерей – митрополит Лазарь, являющийся ее бессменным руководителем до сегодняшнего дня. Всего за 2006-2014 учебные годы ТДС окончили 84 человека, из которых 51 на сегодняшний день в священном сане.

В настоящее время в ТДС работают две кафедры – православного богословия и социально-гуманитарных дисциплин. Наряду с профилирующими богословскими предметами в программе подготовки бакалавров православного богословия большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Знаковым событием в семинарии было проведение в 2013 году международной конференции «Таврические духовные чтения», посвященной 140-летию открытия Таврической духовной семинарии, что позволило объединить усилия с представителями богословских и гуманитарных наук Крыма, Украины, России и дальнего зарубежья.

Сегодня одним из приоритетных направлений научной работы является изучение истории семинарии «в лицах» в разные периоды ее существования – жизни, служения и творческого наследия ее преподавателей и воспитанников. Выпускники Таврической семинарии, ставшие магистрантами духовных заведений Санкт Петербурга и Москвы, продолжают научные изыскания в архивах и полевых раскопках. Перспективным обещает быть также изучение «живой истории»: сбор хроник, материалов и воспоминаний представителей старшего поколения прихожан, которые знают и помнят историю Таврической епархии во времена гонений на Церковь в Крыму и во время ее возрождения.

Однако, освоение и развитие академической науки – это не первичная и не основная задача для духовной школы. Главной целью перед современной церковной школой священноначалие поставляет открытие и опытное ношение Священного Предания, а также умение погружать в него воспитываемых студентов через прививание им конкретных духовных навыков. Так поступал и Господь наш Иисус Христос. Прежде чем назвать своих последователей «апостолами», Спаситель нарек их «учениками». Методично Господь наставлял святых апостолов духовным законам и тайнам духовной жизни, указывая, чему «подобно есть Царствие Божие»; сообщал им силу Божию, повелевая, «решити и вязати прегрешения человеков» и «наступати на змия и скорпию»; прививал им навыки поведения новозаветного человека, указывая на засохшую смоковницу либо виноградную лозу, или, препоясавшись полотенцем и влив в таз воды, умывал ноги Своих учеников, заключив: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 3-17).

Так насаждалась духовно-нравственная атмосфера, имя которой – Священное Предание и церковность. Апостолы взрастили Церковь, но ведет ее по истории Тот, Кто взрастил апостолов, и Кто сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20). Всем нам надлежит пройти этот необходимый этап ученичества во Христе, прежде чем мы станем самостоятельно чисто и право ходить пред Лицем Господа нашего.

Таким образом, правоверие в Церкви реализуется исключительно в праводелании. И это самая сложная из богословских задач – научиться памятовать о Боге и этой живой памятью мотивировать ежедневные свои дела и поступки. А реализуется все это в доброхотном исполнении заповедей Господних. Святитель Григорий Богослов категоричен в этом аспекте: «Памятование о Боге необходимее, нежели дышать, и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного».

Мы верим, что возрождение духовной жизни в епархии неразрывно связанно с возрождением святоотеческого Предания. Исключительно с этой целью несмотря на потребовавшиеся непомерные затраты и многолетний подготовительный труд и была возрождена Таврическая духовная семинария. За последние двадцать лет зримо изменилось состояние нашей епархии. В подавляющем большинстве отстроены святые храмы и обители – воздвигнута церковная инфраструктура. Теперь главная задача состоит в том, чтобы наполняющие эти храмы люди укоренялись в святоотеческом Предании, а возможно это лишь только через их собственное окормление у таких же глубоко укорененных в Священном Предании пастырей.

В притче о добром сеятеле и плевелах (Мф. 13, 24-43) Господь запрещает ангелам выполоть сорняки, дабы, выбирая плевелы, они не выдергали вместе с ними пшеницы, но оставили расти вместе то и другое до жатвы. Эти слова – наш евангельский шанс. Ведь плевелы – это все мы, еще не ставшие добрым злаком, однако сохраняющие такую способность. И эту способность во чтобы то ни стало необходимо актуализировать. Этим обуславливается причина открытия в Крыму духовной семинарии и формирование перед ней преосвященным владыкой ректором приоритетных задач.

И мы, подобно нашим святым предшественникам, также «твердо верим в незыблемое будущее церковной школы».

первый проректор Таврической духовной семинарии

прот. Дмитрий Гоцкалюк.